История возникновения мнемоники
Где и как зарождалась мнемоника?

Нужно отметить, что письменность в истории человечества появилась относительно недавно. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась только в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось.

В таких бесписьменных культурах память подлежала постоянному упражнению, а воспоминания - сохранению и обновлению. Поэтому искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать большие объёмы знаний. Особые люди - старейшины, барды - становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевалась история любого общества. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст.

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки, хотя в письменных источниках первое упоминание о ней принадлежит римлянам. В трактате "De oratore" ("Об ораторе") римского государственного деятеля и писателя Цицерона содержится первое упоминание о мнемотехнике в 5 веке до н. э.

Цицерон приписывает открытие правил запоминания поэту Симониду, жившему в 5 веке до н.э. Этот первый приём предлагал

держать в уме картину каких-нибудь мест и по этим местам располагать мысленные образы запоминаемых предметов. В результате порядок мест сохранит порядок предметов. В таких мнемотехнических системах воспоминания сохраняются путем "привязки" их к элементам хорошо знакомого окружения - обычно дома с его комнатами, а подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспоминать, если говорящий будет "внутренним зрением" следовать по ходу этой цепочки, переходя от одного элемента к другому.


Другой латинский текст (учебник риторики, датируемый концом 80-х годов до н. э. ) неизвестного автора под заглавием "Ad Herennium" определяет память как прочное сохранение, усвоение умом предметов, слов и их взаимного расположения. В этом тексте речь идет о том, как выбирать образы, которые, помимо прочего, могут давать представление об организации запоминаемых объектов.

Система запоминания Джордано Бруно
Несколько книг Джордано Бруно посвящены изучению мнемотехники. Одна из первых его работ, которая была утрачена, Clavis magna, рассказывала о трудах каталонского философа и мистика Раймондо Лулло (1232-1316), которому Бруно обязан хитростью своих мнемонических колес. Основным, и самым известным, произведением Джордано Бруно по мнемонике считается Ars Memoria (Искусство памяти). Оно было опубликовано в Париже в 1582 году в одном томе с другим произведением - De umbris idearum (Тени идей). По сути, - это изложение философских принципов, лежащих в основе мнемоники, в то время как Ars Memoria (Искусство памяти) описывает методологию её применения.
Ars Memoria (Искусство памяти) состоит из трех частей. Первая представляет собой введение, вторая содержит описание метода, а третья – примеры практического применения, называемые первой и второй (более сложной) практиками.
Разберем первую практику.
Система, предложенная Бруно и позволяющая запомнить любую последовательность букв, состоит из мнемонических колес, из которых каждое состоит из тридцати символов (двадцать три буквы латинского алфавита плюс четыре греческого алфавита и три из иврита). Нужно представить себе такие символы, расположенные по краю колеса по часовой стрелке. Чтобы обеспечить запоминание, Бруно связывает каждую букву с возможным изображением (различной природы в зависимости от колеса), так что каждая последовательность букв, которую нужно запомнить, связана со сценой: запоминая сцену и зная систему кодирования, затем можно будет путем декодирования сцены вернуться к последовательности. Используя несколько сцен, вы также сможете запомнить несколько последовательностей. Основную роль при использовании системы Джордано Бруно отводил воображению.
Система, хотя и основана на классической традиции мнемотехники с использования «правила мест» и «правила образов», весьма трудна для практического применения. Существует мнение, что под видом практического руководства Бруно имел целью обнародовать тайное философское учение.





Джордано Бруно
Итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов.

Современная мнемоника и мнемотехники ничем не отличается от той, что использовали древние греки. Мы пытаемся понять неизвестное, сравнивая его с тем, что уже знаем. Проблема в том, что знаниями и умениями обладает маленькое количество людей. В прошлом это были старейшины, государственные деятели, священники и др. Сейчас умение держать в голове большой объем информации и применять его в нужный момент необходим абсолютно каждому человеку, но не каждый знает, как этому можно обучиться и где найти информацию об этом


This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website